О РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САХАЛИНСТАТА В 2015 ГОДУ И ОСНОВНЫХ ЗАДАЧАХ НА 2016 -2018 ГОДЫ

Основные результаты деятельности Сахалинстата в 2015 году были направлены на выполнение Федерального плана статистических работ, который является системообразующим документом, определяющим тематику, объем, периодичность и сроки формирования официальной статистической информации. В рамках Производственного плана работ Росстата было выполнено 428 работ на основе данных227 формы федерального статистического наблюдения. Все разработки выполнены в плановые сроки в полном объеме и надлежащего качества.

Приоритетной работой в 2015 году, как и в предыдущие годы, являлось формирование официальной статистической информации, необходимой для мониторинга реализации задач, поставленных майскими и другими указами Президента РФ по социально-экономическому развитию субъектов РФ, а также по оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В 2015 году во исполнение Плана мероприятий по реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года Сахалинстатом выполнен в полном объеме весь комплекс мероприятий по проведению федерального статистического наблюдения «Социально-демографическое обследование (микроперепись населения) 2015 года». В ней приняли участие около 15 тысяч сахалинских респондентовМикроперепись позволила получить актуальную информацию о социально-демографических, этно-лингвистических, экономических характеристиках населения, структуре населения страны в целом, ее регионам и муниципальным образованиям. Кроме того, данное мероприятие  показало эффективность использования планшетных компьютеров за счет сокращения времени на опрос населения. В процессе сбора сведений было отмечено повышение доверия населения при использовании новых информационных технологий. Отсутствие необходимости печати, транспортировки, хранения и уничтожения большого количества бумажных опросных листов значительно снизило нагрузку на работников Сахалинстата и было признано серьезным преимуществом новой технологии.

В 2015 г. году проводилась большая работа по подготовке  к проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи, которая пройдет в этом году, с 1 июля по 15 августа. Одним из основных и наиболее трудоемких этапов подготовки и самым важным, является составление списков объектов переписи. В сентябре 2015 г было привлечено 104 регистратора, задачей которых было актуализировать сведения об объектах переписи в городах и в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. Таким образом, на территории Сахалинской области в списки переписи внесено более 160 тысяч объектов. Росстатом утверждено количество переписного персонала - 114 переписчиков и 19 инструкторов будут привлечены при проведении сельхозпереписи.

В 2017 году наиболее важными мероприятиями будут являться -подведение предварительных итогов ВСХП-2016.

В 2018 году будут осуществляться работы по подведению окончательных итогов Всероссийской сельскохозяйственной переписи, их официальному опубликованию и распространению, популяризации итогов переписи.

В 2015 году начаты подготовительные мероприятия по организации и проведению в 2016 году сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам работы за 2015 год.

Сплошное наблюдение является единственным источником статистической информации, которая содержит комплексную и детализированную характеристику экономической деятельности хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства и дает полную картину по различным уровням (включая муниципальный) и по всем секторам экономики.

В обследовании по Сахалинской области примут участие более 10 тысяч юридических лиц и более 17 тысяч индивидуальных предпринимателей.

Вся необходимая информация должна быть предоставлена субъектами среднего и малого бизнеса по установленным формам статистической отчетности органам государственной статистики в срок до 1 апреля 2016 года.

Планируется получить сведения не только о фактическом местонахождении предприятия или индивидуального предпринимателя, количестве работников, результатах производственной деятельности, но и наличии основных средств и осуществленных инвестициях. Впервые непосредственно от респондентов будет получена информация о полученной господдержке.

Работы в 2016 году включают такие основные мероприятия, как сбор и автоматизированную обработку материалов обследования, формирование и публикацию предварительных итогов сплошного наблюдения.

В 2017 году планируется формирование и публикация окончательных детализированных итогов сплошного наблюдения.

В 2015 году большое внимание уделялось статистике национального богатства и основных фондовВ рамках этой работы выполнены крупные статистические работы:

-построение балансов основного капитала в разрезе видов экономической деятельности, видов основного капитала, институциональных секторов экономики: по полной учетной и остаточной балансовой стоимости, в постоянных и среднегодовых ценах текущего года;

-проведение федеральных статистических наблюдений за наличием, движением основных фондов, контрактов, договоров аренды, лицензий, гудвилла и маркетинговых активов; за сделками с основными фондами на вторичном рынке и сдачи их в аренду с целью получения информации, необходимой для практической реализации оценки основного капитала в рыночных ценах сравнительным и доходным методами.

В 2016 году начнутся подготовительные мероприятия по организации и проведению в 2017 году очередного (второго) выборочногообследования затрат на производство в целях информационного обеспечения разработки базовых таблиц  «затраты-выпуск» за 2016 год, а также автоматизированная обработка его результатов.

Базовые таблицы «затраты-выпуск» лежат в основе получения сбалансированных и более точных оценок валового внутреннего продукта. Для международных организаций регулярность составления и степень детализации базовых таблиц «затраты-выпуск» является индикатором качества расчета важнейших макроэкономических показателей.

В области статистики предприятий, в целях повышения качества предоставляемой отчетности при обработке структурного обследования предприятий в 2015 году введена автоматизированная аналитическая система контроля полноты сбора и достоверности отчетных данных о деятельности организаций. Проведена работа по сопоставлению данных о производстве и отгрузке товаров и услуг и о численности и заработной плате работников, что позволило получить взаимоувязанные, согласованные данные, характеризующие производство и труд уже на уровне обработки данных структурного годового обследования. Данная система позволила оценить полноту сбора отчетов респондентов, выявить и устранить ошибки и несогласованность представленной информации, провести анализ причин непредставления статистической отчетности и их типизацию для дальнейшего совершенствования форм и методов работы с респондентами.

В 2015 году продолжен мониторинг состояния жилищного фонда и оказания жилищных услуг. На основании изменений, внесенных в законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения в сфере водоснабжения и водоотведения, расширено статистическое наблюдение за тарифами на жилищно-коммунальные услуги.

Впервые будет сформирована официальная статистическая информация:

-об общей площади помещений общего пользования в многоквартирных жилых домах, которым поставляется электрическая энергия, начиная с 2016 года;

-о тарифах на горячее водоснабжение в закрытой системе горячего водоснабжения, начиная с итогов за I полугодие 2016 года;

-по энергосервисным договорам (контрактам), начиная с итогов за 2015 год.

В 2016 году до определения органа, ответственного за государственный технический учет жилищного фонда (включая техническую инвентаризацию) в Российской Федерации, а также установления Порядка государственного учета жилищного фонда органы государственной статистики  продолжат работу в сложившихся условиях.

По статистике труда в 2015 году для мониторинга выполнения Указа Президента РФ, в части повышения заработной платы работников социальной сферы и науки, Сахалинстат продолжит ежеквартальное обследование заработной платы работников сфер образования, здравоохранения, культуры и социального обслуживания, науки.

Выборочное обследование населения по проблемам занятости, проводимое в ежемесячном режиме, остается актуальным как в прошлом году, так и на перспективу. В соответствии с принятой МОТ терминологией название выборочного обследования населения по проблемам занятости с 2016 года изменено на выборочное обследование рабочей силы. В анкету выборочного обследования рабочей силы, в соответствии с Резолюцией, принятой на 19-й Международной конференции статистиков труда, добавлены новые вопросы, касающиеся трудовой деятельности населения по производству продуктов и товаров для собственного использования, трудовой деятельности учеников (стажеров) на производстве и волонтеров.

В 2015 году проведено выборочное наблюдение участия населения в непрерывном образовании с целью получения статистической информации, отражающей современные тенденции развития непрерывного образования в России. По результатам наблюдения получены данные об участии населения во всех видах образования и обучения: по общеобразовательным  программам и программам профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного профессионального образования, дополнительным общеразвивающим программам, а также об обучении на работе, посещении мероприятий просветительского характера, прохождении обучения в форме самообразования.

В 2016 году будет проведено новое выборочное наблюдения трудоустройства выпускников организаций профессионального образования. В ходе обследования будет собрана информация о числе выпускников, трудоустроившихся после окончания учебного заведения, в том числе по полученной профессии (специальности); о востребованности профессий (специальностей) на рынке труда; распределении выпускников по времени, прошедшему после окончания учебного заведения, до момента трудоустройства; способах поиска работы выпускниками; трудностях при трудоустройстве; степени закрепляемости выпускников на рабочих местах по полученной профессии; удовлетворенности текущей работой; намерениях сменить работу; перспективах продолжения обучения.

По статистике информационного общества проведено федеральное статистическое наблюдение за использованием населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей.

По результатам обследования получена официальная статистическая информация, позволяющая оценить использование населением персональных компьютеров, сети Интернет, в том числе для заказов товаров и (или) услуг, широкополосного доступа в сеть Интернет, средств защиты информации, получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде (по видам услуг). В 2016 году это обследование будет продолжено.

С целью получения расширенной официальной статистической информации о состоянии сектора исследований и разработок в 2016 году предусмотрено проведение инвентаризации организаций сектора исследований и разработок Российской Федерации. Предыдущая инвентаризация была проведена в 2011 году.

Активные экономические преобразования и изменения на финансовом рынке внутри страны и в целом в мировой экономике требуют дальнейшего развития и совершенствования действующей методологической базы по статистике цен, организации новых наблюдений, характеризующих ценовые процессы. Одной из важных составляющих статистики цен является организация и функционирование мониторингов цен по вопросам, требующим оперативной информации. В прошедшем году в целях обеспечения анализа ценовой ситуации с недельной периодичностью выпускалась срочная информация о потребительских ценах на автомобильный бензин и дизельное топливо, а также еженедельный мониторинг цен на основные продукты питания по Сахалинской области и наблюдаемым городам. Ежемесячно осуществлялся мониторинг ценовой ситуации на потребительском рынке и в производственном секторе, а также подготавливалась дополнительная информация в части продовольственных товаров, цены на которые формируются под воздействием ограничительных мер в международной торговле.

Особое внимание было уделено вопросу повышения качества и достоверности сбора данных о потребительских ценах и оперативности выходной информации. В этих целях Росстат усилил контроль над процессом сбора и обработки данных. В 2015 году внедрен в промышленную эксплуатацию Аппаратно-программный комплекс для регистрации цен и тарифов на товары и услуги с помощью мобильных устройств. Новая технология сбора и обработки информации о потребительских ценах предназначена для регистрации потребительских цен и тарифов на товары и услуги с помощью терминалов сбора данных и позволит в перспективе обеспечить переход к централизованной обработке информации о потребительских ценах и расчету ИПЦ. В условиях происходящих изменений в российской экономике статистика цен будет продолжать решать задачу отображения более полной характеристики инфляционных процессов.

Как и прежде, одним из основных направлений в области статистики финансов организаций является сбор и разработка годовой бухгалтерской отчетности организаций. Для формирования более представительных показателей национальных счетов в рамках комплекса электронной обработки данных «Банк данных «Бухгалтерская отчетность организаций» осуществлялось пообъектное сопоставление данных годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций с данными федерального статистического наблюдения по основным показателям деятельности малых и микропредприятий. Вся проделанная работа направлена, прежде всего, на формирование надежной информационной базы для расчета макроэкономических показателей и создание государственного информационного ресурса по всем экономическим субъектам.

Понимая значение данных бухгалтерской отчетности для расчетов ВРП и других макроэкономических показателей, очевидно, что важнейшей задачей в 2016 году становится обеспечение полноты ее сбора.

По статистике уровня жизни и обследования домашних хозяйств

в 2015 году внедрена новая версия программы обследования бюджетов домашних хозяйств, позволившая сократить нагрузку на обследуемые домашние хозяйства посредством исключения дублирования информации, получаемой на основании итогов смежных по тематике выборочных наблюдений по социально-демографическим проблемам.

Выполнены подготовительные работы для обеспечения поэтапного перехода на обновленную выборку домохозяйств для проведения обследования с 1 января 2016 года на основе территориальной выборки многоцелевого назначения.

В 2016 году планируется на основе информационной базы данных по денежным доходам и расходам, сформированной по «новой» методологии, производить оперативную ежемесячную оценку по компонентам доходов и осуществлять их публикацию в ежемесячных официальных изданиях.

Важным направлением в 2016г. и в ближайшие годы будет совершенствование социальной статистикикоторая является основой для информирования пользователей о различных аспектах жизни людей в России. Росстат продолжает реализацию системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам.

В 2015 году были успешно проведены:

- ежегодного выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах;

- выборочного наблюдения качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения;

- выборочного наблюдения участия населения в непрерывном образовании.

В 2016 году будут проводиться три наблюдения:

- ежегодное выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах;

- комплексное наблюдение условий жизни населения;

-выборочное наблюдение трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.

В 2017 году планируется проведение:

- ежегодного выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах;

- выборочного наблюдения качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения;

- выборочного наблюдения репродуктивных планов населения.

В 2018 году планируется проведение:

-(ежегодного) выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах;

-комплексного наблюдения условий жизни населения;

-выборочного наблюдения рациона питания населения.

В 2015 году началась разработка новой технологии ведения Статистического регистра на основе создания единого централизованного ресурса Росстата. Эта технология позволяет максимально автоматизировать процедуру учета единиц наблюдения в регистре, его взаимодействия со статистическими базами данных и комплексами обработки информации. Внедрение централизованной базы данных регистра начнется с 1 марта 2016 года, что позволит повысить качество информационной основы федеральных статистических наблюдений, упростить информационные потоки и технологические процедуры при ведении регистра, контролировать соблюдение методологии проведения федеральных статистических наблюдений и, одновременно, минимизировать затраты на ведение регистра в системе Росстата.

Эффективное решение поставленных задач возможно только с применением современных информационных и телекоммуникационных технологий.

В 2015 году проведены работы по модернизации Единой системы сбора, обработки, хранения и представления статистической информации (ЕССО), направленные на централизацию обработки первичных статистических данных. Внедрено специализированное программное обеспечение, автоматизирующее процессы сбора и обработки данных унифицированных статистических наблюдений. В результате выполнения данной работы повысится качество и согласованность выходных данных, скорость реакции процесса сбора и обработки данных статистических наблюдений на изменения в методологии. Система будет введена в промышленную эксплуатацию в этом году. До 2018 года запланирован постепенный перевод всех форм федерального статистического наблюдения на централизованную технологию обработки.

Органы государственной статистики рассматривают респондентов в качестве партнеров по производству статистических данных, ищут способы эффективной работы с ними. Российским законодательством не ущемлено право респондентов на свободный выбор способа предоставления первичных статистических данных - они могут предоставляться на бумажном носителе или в электронном виде с электронной подписью. Способ предоставления данных в соответствии с законодательством выбирает респондент, исходя из имеющихся возможностей и предпочтений. Однако, мы прилагаем значительные усилия к тому, чтобы убедить респондентов перейти на более прогрессивные способы предоставления данных и создать необходимые для этого условия. В 2015 году проделана значительная работа по организации сбора статистической отчетности в электронном виде. Внедрены программно-технические средства, создана сеть доверенных удостоверяющих центров, ведется информационно-разъяснительная работа среди респондентов. Доля отчетности, предоставляемая сахалинскими хозяйствующими субъектами в электронном виде, составила в 2015 году более 70 %.

Один из основополагающих принципов официального статистического учета это обеспечение достоверности, полноты статистической информации и своевременность ее представления. В целях получения своевременной и качественной первичной статистической отчетности в 2015 году, Сахалинстатом усилена работа по правовому воздействию на нарушителей и оказанию стимулирующего воздействия на юридических и должностных лиц в целях ответственности за нарушение порядка представления статистической и бухгалтерской отчетности и предупреждения совершения ими правонарушений. В течение года выявлено 160 нарушений в области официального статистического учета. Общее количество рассмотренных материалов об административном правонарушении по ст.13.19 КоАП РФ составило 110 дел и увеличилось в 1,5 раза по сравнению с 2014 годом. Общая сумма наложенного штрафа составила 330 тыс. рублей.

До последнего времени статья 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не позволяла эффективно бороться с нарушениями порядка предоставления статистической информации. Установленная административная ответственность в виде наложения штрафа в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей не решала задачу предупреждения новых правонарушений и не обеспечивала должной меры ответственности респондентов за совершенное правонарушение. Продолжалась динамика роста фактов непредставления и искажения респондентами статистических данных, а также повторных правонарушений.

Новой редакцией статьи 13.19 КоАП РФ, предусмотрено усиление административной ответственности респондентов с наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей. Наиболее существенный размер штрафа установлен за повторное совершение административного правонарушения и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей. Указанная норма ранее не предусматривалась и введена впервые.

Внесение изменение в административный кодекс в сфере официального статистического учета, надеемся, повысит ответственность должностных и юридических лиц за совершенное правонарушение, укрепит отчетную дисциплину, обеспечит достоверность предоставляемых респондентами статистических.

В 2015 году продолжена работа по формированию официальной статистической информации. Спрос на нашу информацию не ослабевает.

В соответствии с графиком практически ежедневно осуществлялся выпуск оперативной статистической информации - срочных информаций и справок по актуальным вопросам, оперативных докладов, мониторингов и тематических бюллетеней, содержащих комплексную информацию о социально-экономическом положении области и ее муниципальных образований, отдельных секторов экономики и социальной сферы.

В адрес органов государственной и муниципальной власти всех уровней за год направлено более 2 тыс. статистических материаловПри этом от органов исполнительной власти всех уровней количество запросов наш адрес не уменьшилось и составило в прошедшем году – около 700.

Важное направление нашей работы - это открытость деятельности и доступность статистической информации. Взаимодействие со средствами массовой информации осуществляется через пресс-службу Сахалинстата и направлено, прежде всего, на информирование широких слоев населения и повышение статистической грамотности. Мы используем собственные ресурсы и ресурсы различных средств массовой информации для объективного и своевременного информирования общественности о результатах своей деятельности, выстраиваем партнерские отношения с журналистами более 20 печатных изданий и электронных СМИ, радио и телевидения. Журналистами публикуются официальные сообщения по статистическим вопросам, озвучивается информация на телевидении и радио, подготавливаются интервью с руководством и специалистами Сахалинстата, организуется прокат в теле- и радиоэфире информационных сообщений. Журналисты принимают активное участие в пресс-конференциях и освещении крупномасштабных статистических работ.

В 2015 году Пресс-службой Сахалинстата подготовлено для публикации в областных и районных СМИ - 20 обзоров, 70 статей и пресс - выпусков. На радио прозвучало 107 сообщений, подготовлено 89 репортажей на телевидении, информационными агентствами опубликовано 252 статистических материала, проведена пресс-конференция.

Для обеспечения общедоступности, статистическая информация публикуется в официальных изданиях, широко используются возможности информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В последнее время состав публикуемых материалов на Интернет-порталах Сахалинстата и Росстата значительно расширен.

В заключение, хочется сказать, что, несмотря на трудности, большой объем предстоящей работы и сокращение ресурсов нашей системы, мы справимся с намеченными на этот год планами и подготовим надежную основу для хорошей работы в 2017-2018 годах.